Ульяновская область

МОУ СОШ села Стоговка


Тема урока: «Плавление и отвердевание кристаллических тел»

Цели урока:

1. Изучить особенности в поведении вещества при переходе из твердого состояния в жидкое и обратно;
2. Развивать логическое мышление; умение обобщать и систематизировать материал, делать выводы на основе полученных результатов;
3. Воспитывать культуру речи, коллективизм.

I. Вводная часть

1) Организационный момент - Здравствуйте, ребята, садитесь. 2) Проверка домашнего задания.

Задача:

1. Проверить, на сколько хорошо усвоен материал прошлого урока.
2. Актуализировать опорные знания учащихся.
- Ребята, давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлом уроке (Три состояния вещества)
- Итак, на доске таблица «Состояния вещества». Она заполнена неправильно.
Вам нужно будет найти ошибки и расставить карточки в том порядке, в котором они должны находиться. Это задание пойдет выполнять…
- А пока …. выполняет задание мы с вами немного поиграем. Игра называется «Третий лишний»
- Следующая игра называется «Логическая цепочка»
- А теперь, ребята, давайте вместе проверим, правильно ли … заполнил таблицу.

II. Основная часть.

1) Сообщение темы и целей урока

Задача: Подвести учащихся к изучению новой темы; сообщить цель урока
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучали различные состояния вещества.
Давайте еще раз вспомним, в каких состояниях может находиться вещество? (Твердом, жидком, газообразном)
- А может ли вещество переходить из одного состояния в другое? (Может)
- Давайте назовем эти процессы. (Плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация и десублимация)
- Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с процессом перехода вещества из твердого состояния в жидкое и обратно. Итак, какова же тема нашего урока (Плавление и отвердевание кристаллических тел)
- Правильно, давайте запишем эту тему урока в тетрадях. Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока «Плавление и отвердевание кристаллических тел»
- На этом уроке мы изучим особенности в поведении вещества при переходе из твердого состояния в жидкое и обратно.

2) Изложение нового материала

1. Исследовательская работа
Задача:
1. Провести исследовательскую работу, в ходе которой нужно построить график зависимости температуры льда от времени
2. Проанализировать этот процесс
- Прежде, чем мы с вами приступим к изучению темы. Давайте скажем, при каких условиях может происходить процесс плавления?
- Правильно, при повышении температуры.
- Сейчас мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу, в ходе которой нам предстоит изучить особенности процесса плавления. Все необходимое для работы у вас имеется на столах. Это термометр, калориметр, часы, спиртовка. Давайте, вспомним правила ТБ при работе с этими приборами.
- На столах у вас лежат инструкции для работы. Давайте с ними ознакомимся.
Цель работы: изучить, как зависит температура льда от времени нагрева.
1. Зажечь спиртовку
2. Укрепить над пламенем калориметр со льдом
3. Опустить в калориметр термометр
4. Фиксировать температуру льда в зависимости от времени каждые 5 с.
5. Построить график зависимости температуры льда от времени нагрева

2. Анализ работы
- Как вы видите на доске, у нас на графике получилось три участка. Обозначим их буквами. Проанализируем каждый участок.
- Что происходит на участке АВ?
(Лед нагревается до температуры 0ºС)
- Куда идет вся энергия, которая поступает от пламени спиртовки?
- Вся энергия идет на увеличение внутренней энергии вещества, вследствие чего, колебания молекул льда увеличиваются.

- Рассмотрим следующий участок ВС.
- Что происходит на этом участке? (Лед плавился)
- Как вы видите, этот процесс более длительный, чем нагрев льда, и он происходит при постоянной температуре.
- Куда же уходит количество теплоты, идущее от спиртовки?
- Все количество теплоты уходит на разрушение кристаллической решетки.

- Следующий участок. Это участок… (нагревания воды)
- Здесь увеличивается внутренняя энергия воды.

- Какой же вывод можно сделать из этого исследования?
- Давайте еще раз внимательно посмотрим на график. В каком состоянии находится вещество на участке АВ? (В твердом) А в точке В, что с ним происходит? (начинает плавиться), т.е., доходя до определенной температуры тело перестает находиться в твердом состоянии.

- Т.о., сделаем вывод: существует температура, выше которой вещество в твердом состоянии не может находиться.
- Ответьте мне на один вопрос. А что бы произошло, если бы калориметр со льдом во время процесса плавления поместить в место, где температура окружающей среды 0ºС? Лед бы продолжал плавиться? Или перестал? - Правильно перестал, почему?
- Т.к. нет притока энергии извне.

- Т.о., сделаем второй вывод: процесс плавления требует притока энергии к плавящемуся веществу.

- Что еще мы выяснили в ходе исследования? Давайте снова обратимся к графику.
- Какова температура на участке ВС (0ºС), т.е. плавится лед при температуру 0ºС и эта температура во время процесса плавления остается постоянной.

- Т.о., сделаем третий вывод: температура во время плавления остается постоянной.

3. Определение температуры плавления
- Та температура, при которой происходит переход твердого вещества в жидкое, называется температурой плавления. Давайте запишем это определение в тетрадь. Температура плавления различных веществ – табличная величина.
Работа с учебником
- Давайте откроем учебник на странице 32 и найдем таблицу 3. Таблица называется «Температуры плавления некоторых тел».
Внимательно посмотрите на таблицу и ответьте на вопросы:
1. Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий?
2. Какой из металлов самый тугоплавкий?
3. Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах используют термометры со спиртом, а не со ртутью?
Различные температуры плавления определяют области применения различных твердых тел в быту, технике. Из тугоплавких металлов изготавливают жаропрочные конструкции в самолетах и ракетах, атомных реакторах и электротехнике. Более подробно об этом расскажет …

4. Процесс кристаллизации
- Если мы с вами сосуд с водой поместим в среду, где температура меньше 0ºС, то будем наблюдать процесс охлаждения воды с последующим отвердеванием. (Дочерчивание графика зависимости температуры льда от времени)
- Процесс кристаллизации будет идти также при постоянной температуре. Она называется температурой кристаллизации. Сформулируйте определение температуры кристаллизации самостоятельно и запишите его в тетрадь.
Температура кристаллизации – это температура, при которой происходит переход жидкого вещества в твердое. При этом температура плавления равна температуре кристаллизации.
Итак, что же можно сказать о процессе плавления и кристаллизации?

Т.о., плавление и кристаллизация – два симметричных процесса. В первом случае вещество поглощает энергию извне, а во втором – отдает в окружающую среду.

- Вот это свойство фазового перехода, идущее с отдачей тепла в окружающую среду и использует человек в своей практике. Более подробно об этом расскажет…

3) Закрепление

- Итак, я вижу, что вы уже многое узнали о процессе плавления, и думаю, вы сможете ответить на те вопросы, которые я для вас подготовила.
1. Почему лед не сразу тает, если его внести с мороза в натопленную комнату?
2. Постройте график плавления и отвердевания свинца, взятого при температуре 5ºС и нагретого до 350ºС.

III. Заключительная часть

1) Итог урока
- Итак, чему был посвящен наш сегодняшний урок?
- Что нового вы узнали на уроке?
(Проговаривание основных выводов)
2) Домашнее задание
- Выучить §13, 14

скачать урок на тему: «Плавление и отвердевание кристаллических тел»


Новости школы
за Февраль 2010

  • В актовом зале школы состоялся отборочный смотр детского творчества...
  • Подробнее
  • 12.02.10
  • Состоялось заседание творческой группы учителей-предметников по теме: «Использование современных информационных технологий в образовательной деятельности»...
  • Подробнее
  • Почтовый адрес: 433777, Ульяновская область, Кузоватовский район, с. Стоговка, МОУ СОШ с. Стоговка
  • Телефон: (84237) 49-1-12. Электронная почта: stogowka_1@mail.ru